Логопеды
Акимкина Александра Михайловна
АКИМКИНА АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА
учитель-логопед группы №13
ГБДОУ 41 Адмиралтейского района СПБ
Роль сказки в развитии устной речи.
Сказки - кладезь мудрости. В сказках ребёнок черпает множество познаний. Это и представление о времени, пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают малышу увидеть добро и зло, учат житейской мудрости. Таким образом, сказка - способ передачи знаний о жизни. Сказки хороши для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств. Безусловно, для нас - логопедов- практиков - сказка прекрасный материал для коррекции грамматического строя речи, пополнения словарного запаса новыми словами, развития диалогической речи, связности повествования. Возможности сказки велики, они позволяют проводить различные «сказочные занятия» с детьми у которых разный уровень речевого развития. Таким образом, сказка является комплексным методом воздействия в работе с дошкольниками.
В младшем дошкольном возрасте сказка помогает развивать активную речь и способность к подражанию. Многие сказки включают в свой текст небольшие песенки. Повторение таких песенок, прибауток, потешек помогает взаимодействовать с ребёнком, наладить с ним контакт, способствует запоминанию небольших текстов и обогащению его пассивного словаря образными выражениями. Тексты народных сказок просты, но их можно ещё более упростить в соответствии с речевыми возможностями ребёнка, называя героев, без ущерба для восприятия смысла сказки звукоподражаниями . Простота звукоподражания стимулирует малыша к активному повторению упрощённых слов, а затем и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу, что способствует развитию активной речи. Сказки помогают пробудить интерес к слову!
В сказке подробно излагается конкретная схема последовательно излагаемых действий. Это очень важно для младшего дошкольника, так как способствует пониманию причинно-следственных связей в контексте произведения.
Во время работы над сказкой старшие дошкольники обогащают свой словарный запас. Ведётся работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, развивается лексико-грамматический строй речи. Анализ сказочных ситуаций помогает правильно оценить человеческие поступки и характеры. Тексты сказок помогают строить диалоги, что способствует развитию связной речи.
Работая над сказками, закрепляются речевые навыки в нескольких модальностях. В работе, особенно с детьми страдающими речевыми нарушениями, мы должны использовать все каналы восприятия. С маленькими и плохо говорящими детьми для лучшего усвоения сказки непременно использование элементов драматизации. Сказка рассказывается неторопливо и сопровождается движениями, комментирующими текст которые помогают ребёнку лучше воспринимать и понимать речь. Взрослый таким образом воздействует на слуховой и зрительный каналы восприятия информации ребёнка. Воспроизводя движения вместе со взрослым по подражанию, дети усваивают информацию посредством кинестетического анализатора, что, в свою очередь, развивает психомоторную сферу ребёнка. Подобная работа над сказкой позволяет мыслить образами и способствует запоминанию.
Работая с детьми раннего возраста 3-3,5 лет и страдающими общим недоразвитием речи 1 уровня речевого развития, мы используем кумулятивные сказки. Цель работы с детьми данного уровня - выработка умения слушать, понимать услышанное, вставлять в рассказ педагога звукоподражания, слова, короткие фразы. Знакомство со сказкой предполагает несколько занятий. Каждое занятие имеет свои цели воспитательные , обучающие, развивающие и включает в себя разнообразные игры.
Цель игр -развитие грамматической стороны речи, например, подвести к правильному употреблению предлогов за, перед в сказке «Репка», употребление множественного числа - где репка, а где репки; где огурец, а где огурцы; развитие зрительного внимания (узнать контурные изображения героев сказки, овощей), развитие мышление: отгадывание загадок с называнием или показыванием персонажей сказки и др.
В работе над сказкой с детьми 4-х лет целесообразно использовать метод моделирования и психокоррекции, предложенный логопедом Т.А Ткаченко , учитывая психологические и личностные особенности ребёнка. В ходе общения с ребёнком логопед по желанию ребёнка может изменить сюжет, добавить новый персонаж, атрибут. Данный метод предполагает творческую переработку сказки в процессе проигрывания. Сказки проигрываются или только взрослым, или только ребёнком или совместно. Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка логопед , психолог может помочь ребёнку в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражительности, плаксивости, пассивности, упрямства, замкнутости. В процессе демонстрации сказки у ребёнка возникает эмоциональный подъём , повышается его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.
учитель-логопед группы №14
ГБДОУ 41 Адмиралтейского района СПБ