Логопеды
Акимкина Александра Михайловна
АКИМКИНА АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА
учитель-логопед группы №13
ГБДОУ 41 Адмиралтейского района СПБ
Роль сказки в развитии устной речи.
Сказки - кладезь мудрости. В сказках ребёнок черпает множество познаний. Это и представление о времени, пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают малышу увидеть добро и зло, учат житейской мудрости. Таким образом, сказка - способ передачи знаний о жизни. Сказки хороши для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств. Безусловно, для нас - логопедов- практиков - сказка прекрасный материал для коррекции грамматического строя речи, пополнения словарного запаса новыми словами, развития диалогической речи, связности повествования. Возможности сказки велики, они позволяют проводить различные «сказочные занятия» с детьми у которых разный уровень речевого развития. Таким образом, сказка является комплексным методом воздействия в работе с дошкольниками.
В младшем дошкольном возрасте сказка помогает развивать активную речь и способность к подражанию. Многие сказки включают в свой текст небольшие песенки. Повторение таких песенок, прибауток, потешек помогает взаимодействовать с ребёнком, наладить с ним контакт, способствует запоминанию небольших текстов и обогащению его пассивного словаря образными выражениями. Тексты народных сказок просты, но их можно ещё более упростить в соответствии с речевыми возможностями ребёнка, называя героев, без ущерба для восприятия смысла сказки звукоподражаниями . Простота звукоподражания стимулирует малыша к активному повторению упрощённых слов, а затем и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу, что способствует развитию активной речи. Сказки помогают пробудить интерес к слову!
В сказке подробно излагается конкретная схема последовательно излагаемых действий. Это очень важно для младшего дошкольника, так как способствует пониманию причинно-следственных связей в контексте произведения.
Во время работы над сказкой старшие дошкольники обогащают свой словарный запас. Ведётся работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь, развивается лексико-грамматический строй речи. Анализ сказочных ситуаций помогает правильно оценить человеческие поступки и характеры. Тексты сказок помогают строить диалоги, что способствует развитию связной речи.
Работая над сказками, закрепляются речевые навыки в нескольких модальностях. В работе, особенно с детьми страдающими речевыми нарушениями, мы должны использовать все каналы восприятия. С маленькими и плохо говорящими детьми для лучшего усвоения сказки непременно использование элементов драматизации. Сказка рассказывается неторопливо и сопровождается движениями, комментирующими текст которые помогают ребёнку лучше воспринимать и понимать речь. Взрослый таким образом воздействует на слуховой и зрительный каналы восприятия информации ребёнка. Воспроизводя движения вместе со взрослым по подражанию, дети усваивают информацию посредством кинестетического анализатора, что, в свою очередь, развивает психомоторную сферу ребёнка. Подобная работа над сказкой позволяет мыслить образами и способствует запоминанию.
Работая с детьми раннего возраста 3-3,5 лет и страдающими общим недоразвитием речи 1 уровня речевого развития, мы используем кумулятивные сказки. Цель работы с детьми данного уровня - выработка умения слушать, понимать услышанное, вставлять в рассказ педагога звукоподражания, слова, короткие фразы. Знакомство со сказкой предполагает несколько занятий. Каждое занятие имеет свои цели воспитательные , обучающие, развивающие и включает в себя разнообразные игры.
Цель игр -развитие грамматической стороны речи, например, подвести к правильному употреблению предлогов за, перед в сказке «Репка», употребление множественного числа - где репка, а где репки; где огурец, а где огурцы; развитие зрительного внимания (узнать контурные изображения героев сказки, овощей), развитие мышление: отгадывание загадок с называнием или показыванием персонажей сказки и др.
В работе над сказкой с детьми 4-х лет целесообразно использовать метод моделирования и психокоррекции, предложенный логопедом Т.А Ткаченко , учитывая психологические и личностные особенности ребёнка. В ходе общения с ребёнком логопед по желанию ребёнка может изменить сюжет, добавить новый персонаж, атрибут. Данный метод предполагает творческую переработку сказки в процессе проигрывания. Сказки проигрываются или только взрослым, или только ребёнком или совместно. Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка логопед , психолог может помочь ребёнку в преодолении робости, страха, агрессивности, раздражительности, плаксивости, пассивности, упрямства, замкнутости. В процессе демонстрации сказки у ребёнка возникает эмоциональный подъём , повышается его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.
учитель-логопед группы №14
ГБДОУ 41 Адмиралтейского района СПБ
Дыхательная гимнастика- как средство профилактики простудных заболеваний.
«Дыхательная система ребенка
устроена природой чрезвычайно сложно и мудро.
Главная задача родителей – сохранить ее здоровой»
Вдох и выдох – основа нормальной работы нашего организма. А упражнения, с помощью которых разрабатываются легкие, совершенно необходимы детям, которые часто болеют бронхитом. Астматикам они тоже помогут. Дыхательная гимнастика поможет укрепить иммунитет ребенка и будут прекрасным дополнением к медикаментозному лечению.
Почему дыхательная гимнастика нужна?
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
А самое главное - дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма. Конечно, они не дадут мгновенного действия, как лекарственные препараты, но помогут укрепить иммунитет вашего малыша. А если вы будете делать эти упражнения регулярно, то результат будет долгосрочным и продолжительным.
Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.
НО!
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
• воздух набирать через нос;
• плечи не поднимать;
• выдох должен быть длительным и плавным;
• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
1. Ребенок стоит прямо, услышав команду – «Надуй шарик», делает глубокий вдох и разводит ручки в стороны. Затем медленно соединяет ладони на уровне груди и делает громкий выдох: «ф-ф-ф…». Взрослый произносит фразу: «Шарик лопнул», и хлопаете в ладоши. И ребенок имитирует выходящий из шарика воздух: «ш-ш-ш», при этом он должен вытянуть губы в трубочку, а руки опустить вниз. Повторять упражнение 3-5 раз.
2. Малыш стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Поворачиваем голову налево и, сложив губы трубочкой, дуем на плечо. Голова прямо – делаем вдох, теперь точно так же направо – выдох. Голову опускаем к подбородку – выдох, голова прямо – вдох. Голову – вверх, губы в трубочку – выдох, голова прямо – вдох. Повторить упражнение 3-5 раз.
3. Исходное положение - сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище. Выполняется 3-5 раз.
4. Исходное положение - то же. Руки вытянуты над головой. На выдохе ребенок сгибается вперед, доставая руками и лбом до пола, на вдохе распрямляется, возвращаясь в исходное положение. Повторить упражнение 3-5 раз.
5. И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая кисть поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом - левая кисть вниз, правая вверх. Повторить упражнение 3-5 раз.
6. Ребенок, сидя в той же позе, разводит руки в стороны, сжимает кисти в кулаки, отведя большой палец. При вдохе большой палец поднимается вверх, при медленном выдохе палец постепенно опускается вниз. Повторить упражнение 3-5 раз.
7. Сидя с опущенными руками, ребенок делает быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опускает руки вдоль тела ладонями вниз. Повторить упражнение 3-5 раз.
8. Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 3-5 раз подряд.
9 . Исходное положение - лежа на полу, ноги вместе, руки вдоль туловища. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется. Повторить упражнение 3-5 раз.