4 группа "Сказка"
Воспитатели:
Джаленко Наталья Александровна
Вареник Светлана Викторовна
Помощник воспитателя:
Эйдемиллер Екатерина Николаевна
ВАРЕНИК СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
Воспитатель группы № 4 «Сказка»
ГБДОУ № 41 Адмиралтейского района СПБ
Аппликация необходима ребёнку раннего возраста.
Аппликация- это составление из отдельных деталей узоров, предметных или сюжетных изображений и наклеивание их на основу. Традиционно считается, что аппликация- кропотливое и сложное занятие для умелых и аккуратных детей старшего дошкольного возраста. Однако такое заблуждение лишает малыша новых возможностей творчества, приобретения новых знаний и навыков. «Общения» с бумагой незаметно влияет на общее развитие ребёнка: укрепляются его пальчики, обогащаются представления об окружающем мире, сенсорные впечатления ( на уровне ощущений он познаёт фактуру, плотность, цвет бумаги). Для того чтобы аппликация стала доступной малышу, непосредственно непрерывную образовательную деятельность следует проводить с учётом его возрастных особенностей и возможностей.
При обучении ребёнка от 2 до 3 лет технике аппликации рекомендуется использовать простейшие приёмы работы, такие как сминание и разрывание бумаги, которые позволят без использования ножниц буквально за считанные минуты создавать яркие картинки. А навык использования этих несложных приёмов усваивается ребёнком быстро и без особого труда. Вам нужно только заинтересовать малыша, показав ему, как правильно работать с бумагой и клеем.
При создании аппликации из мятой бумаги покажите ребёнку, как смять бумагу, как пальцами обеих рук сформировать из нее комок и придать ему нужную форму. При использовании аппликации из рваной бумаги продемонстрируйте малышу, как разорвать бумагу на кусочки разной величины и формы. Затем помогите ему расположить детали на странице. Помните, что ребёнок этого возраста даже при наличии образца ещё не может представить картинку мысленно, поэтому в местах, где будут располагаться задуманные изображения, поставьте карандашом точки или проведите линии. Со временем малыш будет всё увереннее чувствовать себя в пространстве листа и научится самостоятельно располагать детали на картинке.
При обучении ребёнка приклеиванию деталей на первых порах используйте клейстер, сваренный из муки или крахмала ( 1 чайную ложку муки или крахмала разведите в небольшом количестве тёплой воды, затем в получившийся раствор, непрерывно помешивая, влейте кипяток). Клейстер нетоксичен, легко смывается и отстирывается, поэтому малыш сможет намазывать его пальчиками или поролоновой губкой. Затем познакомьте ребёнка с другим видом клея ПВА, научите его пользоваться кисточкой.
В ходе работы постоянно разговаривайте с малышом, обыгрывайте сюжеты картинок. В увлекательной игре, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, ребёнок способен усвоить много новых слов и выражений. Такая деятельность стимулирует его речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог со взрослым или с игрушечным персонажем. Развивайте диалог с малышом с учётом его интересов, возросших возможностей, в зависимости от конкретной ситуации.
Для закрепления усвоенных малышом навыков советуем продолжать знакомить с аппликацией, используя для этого как уже знакомые сюжеты, так и придуманные новые. Для работы предлагайте ребёнку разные виды цветной бумаги, картона, бархатную и папиросную бумагу. Старайтесь, чтобы выбор цветов и оттенков был разнообразным. Можно попросить ребёнка выполнить одну и ту же аппликацию разными способами, применяя различные материалы, изменяя композицию. Пусть малыш выберет тот вариант исполнения картинки, который нравится ему больше всего. Вовлекая ребёнка в практическую деятельность, пробуждая в нём желание пробовать различные воплощения задуманного сюжета, можно вызвать у него эстетическое чувство, научить видеть красоту. После того как у малыша сформируются основные навыки работы с бумагой и клеем, у него появится больше возможностей для самостоятельной деятельности, поэтому предоставьте ему определённую свободу при изготовлении аппликацией: пусть он сам придумает сюжеты и использует разные способы воплощения.
Внимательно отнеситесь к дальнейшей судьбе детских работ. Не бывайте, что ребёнку раннего возраста необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение.
ДЖАЛЕНКО НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Воспитатель группы № 4 «Сказка»
ГБДОУ № 41 Адмиралтейского района СПБ
Развитие мелкой моторики очень важно в раннем возрасте.
Развитие мелкой моторики очень важно в раннем возрасте. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребёнка. Чем лучше малыш работает пальчиками тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает. Развитию мелкой моторики способствуют занятия с такими развивающими игрушками как рамки и вкладыши Монтессори, пирамидки, мозаики, конструкторы серии «Лего», различные шнуровки. Очень хорошо развивают мелкую моторику и занятия с таким материалом как пластилин.
Традиционно родители считают, что малышам рано заниматься лепкой. Действительно, поделки из пластилина требуют сложных манипуляций с этим материалом, тонких действий с мелкими деталями. В силу возрастных особенностей такая работа пока ещё недоступна малышу. Кроме того, при создании поделки необходимо терпение и время. А малышу, которому ещё нет трёх лет, трудно сосредоточиться на одном виде деятельности более 5- 7 минут. К тому же у него может возникнуть соблазн попробовать пластилин на вкус, размазать его по столу или по другим, совсем не предназначенным для этого поверхностям. Поэтому лучше выбрать для работы пластилин российских производителей. Например, из набора «Флюрики» компании «Гамма».
И всё же, несмотря на описанные выше трудности, не следует отказываться от работы с пластилином. Специальная методика, в основе которой лежат приёмы надавливания и размазывания, позволит создать яркие картинки из пластилина буквально за считанные минуты. А навык использования этих несложных приёмов усваивается ребёнком быстро и без особого труда. Вам нужно только заинтересовать малыша, показать, как работать пластилином.
Следует отметить, что если вашему малышу исполнилось два годика , то ему скорее всего будет трудно выполнить задания. Малыш может просто не понять, что от него требуется. Не расстраивайтесь. Это не повод для беспокойства, просто ваш малыш слишком мал. Подождите 3- 4 месяца и предложите ему вновь позаниматься . Вы увидите, что работать с пластилином теперь у него получается гораздо лучше.
Во время работы следите за тем, чтобы пальчик ребёнка не загибался и оставался прямым и напряжённым, чтобы малыш работал подушечкой пальца, а не корябал пластилин ногтем. Помните, что ребёнок раннего возраста даже при наличии образца ещё не может представить картинку мысленно. Поэтому помогите ему выбрать место расположения предмета на листе. Можно поставить карандашом точки или провести линии в местах задуманных изображений. Можно сначала нарисовать картинку на листе бумаги. Чтобы ребёнок наглядно представлял воплощение замысла. Используйте различные варианты, и постепенно малыш будет всё увереннее чувствовать себя в пространстве листа.
В ходе работы постоянно разговаривайте с малышом. Такая игровая организация деятельности стимулирует речевую активность ребёнка, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог со взрослым или игрушечным персонажем.
Внимательно и осознанно отнеситесь к дальнейшей судьбе пластилиновых поделок, созданных руками вашего малыша. Очень важно, чтобы он чувствовал уважение к своим творениям. Ребёнку этого возраста просто необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала и одобрение. Помните, что ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих ребёнка к деятельности и достижению результата. Почаще хвалите малыша и не бойтесь перехвалить, ведь такое отношение к нему сегодня позволит чувствовать себя компетентным и уверенным в себе человеком в будущем. Обязательно дома сделайте выставку работ из пластилина.
Желаем успехов вам и вашему малышу!