2 группа "Совята"
Воспитатели:
Петрова Марина Григорьевна
Косторных Татьяна Владимировна
Помощник воспитателя
Сывороткина Надежда Павловна
КОСТОРНЫХ ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Воспитатель группы № 2 «Совята»
ГБДОУ № 41 Адмиралтейского района СПб
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3-х ЛЕТ
В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.
I этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.
- этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.
Ш этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.
Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.
В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»...
С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого - - правильно назвать признаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры).
Малыш в возрасте 2-3-лет способен различать:
- 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
Основной способ познания ребенком окружающего мира -- метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.
В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года — 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложноподчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т. д. Значительные изменения происходят и в мышлении: дети начинают решать несложные практические задачи, порой проявляя завидную смекалку.
Было бы ошибкой предполагать, что все это приходит к ребенку спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности.
Усилия взрослого попадают на благодатную почву, потому что именно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга, т. е. увеличение мозгового вещества. Такого не будет ни в один последующий период жизни. Так, например, к семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам — в три раза, а к трем годам составляет уже три четверти массы мозга взрослого. И происходит это не спонтанно, не само собой, а, как уже говорилось выше, под влиянием окружающей среды и развивающего общения. Не случайно ранние годы называют сензитивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии. Именно поэтому ранний возраст — важнейший стартовый период жизни человека.
Вместе с тем следует признать, что педагогика раннего детства требует специальных знаний, методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и воспитания самых маленьких и основанных на их возрастных возможностях. Необходимо знать, что в первые годы жизни ребенок живет по особым психическим законам и познание окружающего мира, развитие речи, формирование мышления имеют свои специфические особенности.
Известно: чем меньше ребенок, тем больше он отличается от взрослого в физическом и психическом отношении. Как писал Л.С. Выготский, душевная жизнь маленького ребенка «отличается самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе»1.
В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей.
На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра, надевает кольца на пирамидку и т. д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям, ребенок познает свойства предметов (большой-маленький; твердый-мягкий; легкий-тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Он узнает, что предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами (например, быть сухим и мокрым), что свойства его относительны: большой мяч «становится» маленьким, если его сравнивать с еще большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.
Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических и — позднее —логических задач, и эта последовательность объективна: человек не сразу овладевает высшими формами мышления.
У двух-, трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т. д.
В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем — отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глубин своего сознания.
Какова связь между развитием речи и мышлением ребенка? Каждый из нас встречал детей смышленых, но еще плохо говорящих. Действительно, в раннем возрасте, на 2-3-м году жизни, наблюдаются большие индивидуальные различия в освоении речи: одни начинают говорить рано, при этом четко произносят слова; другие хорошо понимают речь, но сами говорят мало. Постепенно — в процессе роста ребенка и его развития — эти различия сглаживаются. Свою роль играют и специальные занятия по развитию речи.
Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка.
Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов — активная речь (активный словарь). Понимание речи приходит раньше активного ее освоения. Пассивный словарь всегда значительно шире, чем активный.
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры.
Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко или про себя (внешняя и внутренняя речь).
Первые обобщения ребенок начинает делать по несущественным признакам. Так, например, все мягкое — это «киса» (кошка), а все круглое — «лябико» (яблоко).
Овладение обобщениями по существенным признакам на 2—3-м году жизни является необходимым условием развития мышления и интеллектуальной компетентности этого возраста .
ПЕТРОВА МАРИНА ГРИГОРЬЕВНА
Воспитатель группы № 2 «Совята»
ГБДОУ № 41 Адмиралтейского района СПБ
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Одной из важнейших задач физического воспитания детей является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игровой, учебной, трудовой). К основным движениям относятся ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.
Дети начинают овладевать всеми видами основных движений в раннем возрасте. К году они самостоятельно ходят, на втором и третьем году начинают бегать, прыгать, лазать, бросать и ловить предметы (мяч, мешочки с песком и др.).
Однако особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы, психических процессов таковы, что дети в раннем возрасте не могут в полной мере овладеть техникой основных движений, а овладевают ею в общих чертах. Движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие. Учитывая эти особенности, взрослым необходимо постепенно обогащать двигательный опыт детей, способствовать совершенствованию их движений. Уже в раннем возрасте необходимо формировать умения действовать в разных условиях и разными способами. Это даст возможность ребенку двигаться более свободно и самостоятельно.
В решении этих задач эффективным средством являются подвижные игры, так как дети охотно играют в них: они привлекают малышей разнообразием сюжетов, двигательных заданий. В ситуации игры можно легко изменить условия, которые потребуют от ребенка выполнения движений разными способами. Дети могут идти в гости к кукле обычным способом, а могут по мостику (ограниченная поверхность), по извилистой, мягкой дорожке и т. п.
Знакомство с разными способами выполнения одних и тех же движений обогащает самостоятельную двигательную деятельность детей.
Следует отметить, что в подвижных играх дети не только учатся правильно двигаться, но и уточняют знания об окружающей жизни, свойствах предметов, знакомятся с новыми словами и учатся произносить их.
В подвижных играх развивается память, внимание, воображение. Малыши учатся ориентироваться в пространстве (зал, участок, групповая комната), согласовывать свои действия с действиями сверстников. Они приобретают опыт общения со взрослыми и детьми.
Подвижные игры являются важным средством развития личностных качеств: самостоятельности, активности, инициативности — и таким